УСТАВ ШКОЛЫ

1. Общие положения
1.1. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа
имени Г.Х.Валиева д.Юзимяново муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан
(далее - Учреждение), является некоммерческой организацией созданной для выполнения работ, оказания
услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации
полномочий Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан в
сфере образования, является правопреемником муниципального общеобразовательного бюджетного
учреждения средняя общеобразовательная школа имени Г.Х.Валиева д.Юзимяново муниципального
района Гафурийский район Республики Башкортостан, переименованного на основании постановления
Администрации муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан от 13 августа
2012 года № 1730.
1.2. Официальное наименование Учреждения:
полное: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа имени Г.Х.Валиева д.Юзимяново муниципального района
Гафурийский район Республики Башкортостан
сокращенное: МОБУ ООШ имени Г.Х.Валиева д.Юзимяново
1.3. Место нахождения Учреждения:
Юридический и фактический адрес: 453066, Республика Башкортостан, Гафурийский район,
д.
Юзимяново, ул.30 лет Победы, 25.
1.4. Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение.
Тип учреждения: бюджетное.
По типу реализуемых основных образовательных программ Учреждение является
общеобразовательной организацией.
1.5. Учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, финансовое обеспечение
деятельности которой осуществляется полностью или частично за счет средств местного бюджета
муниципального образования на основе утвержденной сметы доходов и расходов.
1.6. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении муниципального района
Гафурийский район Республики Башкортостан.
Функции Учредителя Учреждения осуществляет Администрация муниципального района
Гафурийский район Республики Башкортостан. Обязанности сторон между Учредителем и
Учреждением регулируются Договором между учредителем и общеобразовательным учреждением.
Учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной
регистрации.
1.7. Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, печать, штампы и бланки
со своим наименованием, а также следующие лицевые счета, открываемые в органе,
осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов:
- по учету операций по исполнению расходов муниципального района Гафурийский район
Республики Башкортостан;
- по учету средств, полученных от деятельности приносящей доход;
- по учету средств, полученных во временное распоряжение,
и счет в территориальном органе Федерального казначейства.
1.8. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от
12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", другими федеральными законами и
нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами Республики
Башкортостан, нормативными актами органов местного самоуправления муниципального района, а
также настоящим Уставом.
1.9. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством
Российской Федерации и Республики Башкортостан, возникают у Учреждения с момента выдачи ему
лицензии.
1.10. Учреждение для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать
сделки, приобретать и осуществлять имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
1.11. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного
управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и

2

приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением
особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником этого
имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества
Учреждения средств, а также недвижимого имущества.
1.12. Учреждение реализует программу дошкольного воспитания в одной дошкольной
разновозрастной группе.
1.13. Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается медицинским
персоналом, закрепленным муниципальным учреждением здравоохранения, которое наряду с
администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебнопрофилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество
питания обучающихся.
Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы
медицинского персонала.
1.14. Организация питания в общеобразовательном учреждении осуществляется самим Учреждением
в базовой школьной столовой.
1.15. Учреждение размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" информацию в соответствии с перечнем сведений, установленных федеральным
законодательством, и обеспечивает ее обновление.
1.16. В Учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур
политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в т. ч. в
политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений,
участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается
1.17. Учреждение может вступать в педагогические, научные и иные объединения, принимать
участие в работе конгрессов, конференций и т.д.
1.18. ОУ вправе с согласия Учредителя открывать различные структурные подразделения,
обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня и направленности
реализуемых образовательных программ, форм обучения и режима пребывания обучающихся.
Учреждение имеет филиал, не являющийся юридическом лицом:
Начальная общеобразовательная школа д.Усманово.
Фактический и юридический адрес: 453066, Республика Башкортостан, Гафурийский район, д.
Усманово, ул. Центральная,12.
Структурные подразделения образовательной организации, в т. ч. филиалы и представительства, не
являются юридическими лицами и действуют на основании устава и положения о соответствующем
структурном подразделении, утвержденного Директором ОУ. Осуществление образовательной
деятельности в представительстве запрещается.
2. Цели и виды деятельности Учреждения
2.1. Целями Учреждения являются:
-формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни;
- реализация права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного,
начального общего, основного общего образования;
- получение обучающимися образования в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами;
- обеспечение воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- оказание помощи семье в воспитании;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с
ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо
несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

3

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не
посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в
образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего
образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении
и воспитании детей;
- обеспечение организации в Учреждении общедоступных спортивных секций, технических и иных
кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних;
- формирование духовно-нравственной личности;
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения федеральных
государственных образовательных стандартов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы
для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
2.2. Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- образовательную, воспитательную.
2.2.1. Деятельность детей в Учреждении осуществляется в одновозрастных (класс) и разновозрастных
объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие).
2.2.2 С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы могут
осваиваться в следующих формах: в образовательном учреждении в очной форме, в форме семейного
образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы
действует единый федеральный государственный образовательный стандарт.
2.3. Основными задачами Учреждения является создание условий:
а) для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на
получение бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, если
образование данного уровня гражданин получает впервые;
б) гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и детей;
в) для развития личности, ее самореализации и самоопределения;
г) для формирования у обучающихся современного уровня знаний;
д) для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
е) для осознанного выбора профессии;
ж) для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.
2.4. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать
дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги
(на договорной основе) за пределами определяющих ее статус образовательных программ:
- курсы углубленного изучения отдельных предметов;
- довузовская подготовка;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
- репетиторство и др.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках образовательной
деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется из средств бюджета.
Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей).
Учреждение имеет право оказывать платные дополнительные образовательные услуги в соответствии
с действующим законодательством.
Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг:
- платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности,
финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств бюджета муниципального
района Гафурийский район Республики Башкортостан;
- потребность в платных образовательных услугах определяется путем анкетирования учащихся и
родителей;

4

- учреждением разрабатывается Положение о платных услугах и должностные инструкции для
работников, принимающих участие в оказании таких услуг;
- учреждением составляется и утверждается смета доходов и расходов;
- директором Учреждения издается приказ по Учреждению об организации платных дополнительных
образовательных услуг;
- заключаются договора с родителями;
- родители оплачивают услуги в отделениях банков, предъявляя в Учреждение квитанции об оплате,
сбор наличных средств в Учреждении запрещается;
- учреждение имеет право привлекать сторонние организации, имеющие лицензии на
образовательную деятельность, для оказания платных дополнительных образовательных услуг.
2.5. Учреждение может осуществлять следующие виды деятельности, приносящей доход:
- оказание платных образовательных научно-исследовательских, консультационных услуг;
- получение доходов от эксплуатации подразделений общественного питания, транспорта,
спортивных сооружений;
- получение доходов от эксплуатации подсобных хозяйств, учебно-производственных мастерских;
- прочие доходы от продажи товаров;
- прочие доходы от продажи услуг;
- прочие безвозмездные поступления;
- получения доходов от проживания в общежитии и ином жилом помещении.
2.6. Отдельные виды деятельности могут осуществляться Учреждением только на основании
специальных разрешений (лицензий).
Перечень этих видов деятельности определяется федеральным законом.
2.7. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим
Уставом.
2.8. Муниципальное задание для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим
Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Учредитель.
Учреждение осуществляет в соответствии с муниципальным заданием и (или) обязательствами перед
страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением
работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в
пункте 1.5 настоящего Устава.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение
срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального
задания.
Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных
федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы,
оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным настоящим
Уставом, в сферах, указанных в пункте 1.5 настоящего Устава, для граждан и юридических лиц за
плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения
указанной платы устанавливается Учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Имущество и финансовое обеспечение Учреждения
3.1. Имущество Учреждения является муниципальной собственностью муниципального района
Гафурийский район Республики Башкортостан и закрепляется за ним на праве оперативного
управления.
Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач,
предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
3.2. Учреждение вправе владеть и пользоваться переданным на праве оперативного управления
муниципальным имуществом в порядке, установленном законодательством и настоящим Уставом.
3.3. Учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а
также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

5

Учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых являются
отчуждение или обременение имущества, закрепленного за муниципальным учреждением, или
имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального
бюджета, бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан, бюджета
муниципального внебюджетного фонда, если иное не установлено законодательством.
3.4. Крупная сделка может быть совершена Учреждением только с предварительного согласия
Учредителя.
3.5. Сделки Учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, осуществляются с
предварительного уведомления и одобрения указанных сделок Учредителем.
3.6. Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым
имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Учреждением за счет
средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым
имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления,
Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено федеральным
законом.
3.7. Передача Учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника
денежных средств и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества,
закрепленного за ним собственником или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных
ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества
осуществляется с согласия Учредителя.
3.8. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:
имущество, переданное собственником или уполномоченным органом в установленном порядке;
имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения, в том числе за счет доходов,
получаемых от приносящей доход деятельности;
средства бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан;
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
доходы от приносящей доход деятельности;
другие, не запрещенные законом поступления.
3.9. Доходы, полученные Учреждением от разрешенной настоящим Уставом приносящей доход
деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное
распоряжение Учреждения и учитываются на отдельном балансе.
3.10. При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано:
зарегистрировать в установленном порядке право оперативного управления закрепленным за ним
недвижимым имуществом;
эффективно использовать имущество;
обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;
не допускать ухудшения технического состояния имущества (это требование не распространяется на
ухудшения, связанные с нормативным износом данного имущества в процессе эксплуатации);
осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, при этом не подлежат возмещению любые
произведенные расходы по улучшению имущества.
3.11. Имущество Учреждения, закрепленное на праве оперативного управления, может быть изъято у
него полностью или частично собственником имущества или уполномоченным им органом в
случаях, предусмотренных законодательством.
3.12. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за
Учреждением на праве оперативного управления, осуществляет Комитет по управлению
собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
по Гафурийскому району, а также Учредитель в установленном законодательством порядке.
3.13. Учреждение имеет лицевые счета, открытые в Администрации муниципального района
Гафурийский район.
3.14. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в
виде субсидий из бюджета муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан и
бюджета Республики Башкортостан.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на
содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за
Учреждением Учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему

6

Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта
налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные
участки.
4. Организация деятельности Учреждения.
4.1. Учреждение самостоятельно осуществляет определенную настоящим Уставом деятельность в
соответствии с законодательством.
4.2 Учредителем муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения основная
общеобразовательная школа имени Г.Х.Валиева д.Юзимяново является Администрация
муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
4.3. К компетенции Учредителя относятся:
- закрепление за Учреждением на праве оперативного управления здания, сооружения, оборудования
и иного необходимого имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения.
- закрепление за Учреждением земельного участка на праве постоянного (бессрочного) бесплатного
пользования.
- оплата затрат на проведение лицензионной экспертизы Учреждения как общеобразовательного
учреждения.
- осуществление финансирования образовательной деятельности Учреждения на основе сметы,
составленной с учетом бюджетной заявки
- в установленных законодательством случаях оплата ежегодных обязательных медицинских
обследований работников Учреждения.
- обеспечение и оплата текущего и капитального ремонта.
- назначение и увольнение директора Учреждения.
- принятие в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» и гражданским законодательством Российской Федерации решения о реорганизации
Учреждения, изменении его наименования, а также вида или типа как образовательного учреждения,
о его закрытии (ликвидации).
- в случае прекращения деятельности Учреждения обеспечение перевода обучающихся с согласия их
родителей (законных представителей) в другие общеобразовательные учреждения, а также принятия
на себя иных не исполненных Учреждением обязательств.
- осуществление контроля за сохранность и эффективность использования Учреждением
закрепленных за ним на праве оперативного управления имущества и денежных средств, а также
земельного участка.
- утверждение устава Учреждения, внесение в него изменений и дополнений в установленном
законодательством РФ порядке;
- определение видов деятельности, приносящей доход Учреждению;
- установление ограничений на отдельные виды предпринимательской деятельности Учреждения.
- предварительное согласование на заключение Учреждением сделки, если сумма сделки превышает
1000 минимальных размеров оплаты труда.
- изымание по истечении срока действия настоящего Договора излишнее, неиспользуемое или
используемое не по назначению имущество, закрепленное им за ОУ на праве оперативного
управления.
- изымание денежных средств, полученных Учреждением за оказание платных образовательных
услуг, если эти услуги оказывались по общеобразовательным программам, освоение которых
финансируется Учредителем.
Отношения между Учредителем и Учреждением, не урегулированные настоящим уставом,
определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
4.4. Вышестоящей организацией для школы является муниципальное казенное учреждение «Отдел
образования» Администрации муниципального района Гафурийский район Республики
Башкортостан.
К компетенции отдела образования относятся:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего образования по основным общеобразовательным программам;

7

- учет детей, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы начального общего, основного общего образования.
- оказание содействия школе в процедуре лицензирования, государственной аккредитации в
соответствии с действующим законодательством,
- разработка и реализация совместно с заинтересованными органами исполнительной власти
комплекса мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы
и труда обучающихся, воспитанников и работников школы, а также по социальной защите;
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений;
- организация контроля за соответствие содержания образования требованиям федеральных
государственных образовательных стандартов, осуществление мониторинга качества образования в
школе;
- организация совместной деятельности школы с другими образовательными учреждениями,
организациями, правоохранительными органами;
- осуществление проверки поступивших жалоб от граждан и организаций о нарушениях
педагогическими работниками норм профессионального поведения, устава и других законодательных
актов.
4.5. Школа самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке
кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах установленных
законодательством Российской Федерации и уставом.
К компетенции Учреждения относятся:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование
помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями,
осуществляемых в пределах собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом школы, дополнительных
источников финансовых и материальных средств;
3) заключать договоры с юридическими и физическими лицами на предоставление работ и услуг в
соответствии с видами деятельности Учреждения, указанными в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего устава;
6) предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании
финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
7) подбор, прием на работу и расстановку кадров, ответственность за уровень их квалификации;
8) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных
технологий;
9) разработка и утверждение компонента образовательного учреждения, государственного
образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;
10) разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов и дисциплин;
11) разработка и утверждение по согласованию с отделом образования годовых календарных
учебных графиков;
12) установление структуры управления деятельностью Учреждения, штатного расписания,
распределение должностных обязанностей;
13) установление заработной платы работников школы, в том числе надбавок и доплат к
должностным окладам, порядка размеров их премирования;
14) разработка и принятие Устава коллективом Учреждения для внесения его на утверждение;
15) разработка и принятие правил внутреннего распорядка Учреждения, иных локальных актов;
16) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с настоящим
Уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
17) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в
соответствии с настоящим Уставом и требованиями законодательства;
18) выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе;
19) реализация дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных
образовательных услуг, в том и числе и платных, за пределами основных образовательных программ;
20) по согласованию с Учредителем аренда и сдача в аренду объектов собственности. Учреждение
имеет право создавать с согласия Администрации муниципального района Гафурийский район
филиалы без права юридического лица, которые проходят регистрацию по фактическому адресу.

8

Лицензирование и государственная аккредитация филиалов осуществляется в порядке,
установленном для Учреждения;
21) самостоятельное формирование контингента обучающихся, детей
22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и
предусмотренной уставом школы.
5 .Организация образовательного процесса.
5.1. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем основных
общеобразовательных программ:
- дошкольное образование;
– начальное общее образование;
– основное общее образование
5.2. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие
детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного
возраста видов деятельности.
5.3. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие
его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности
(овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами
теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи,
основами личной гигиены и здорового образа жизни).
5.4. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности
обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук,
государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда,
развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению
Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего,
основного общего может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных
предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное
обучение).
В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы для организации обучения по
выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей
личности.
По желанию обучающихся и их родителей (законных представителей) может быть введено обучение
по различным профилям и направлениям.
5.5. Содержание образования в Учреждении определяется образовательными программами,
утверждаемыми и реализуемыми Школой самостоятельно на основе примерных основных
образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными
стандартами
5.6. Для осуществления образовательного процесса в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации» Учреждение разрабатывает и утверждает приказом ОУ
годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание учебных занятий.
Годовой учебный план создается образовательным Учреждением самостоятельно на основе
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений. Учебная нагрузка и режим занятий
обучающихся определяются в соответствии с требованиями действующих санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
5.7. Обучение и воспитание в Учреждении ведется на родном и русском языках.
5.8. Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной
государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

9

5.9. Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с
образовательными программами и расписаниями занятий. Расписание занятий утверждается
приказом Директора по согласованию с Советом школы. Формы организации образовательного
процесса определяются Учреждением.
5.10. Содержание образования в Учреждении определяется образовательными программами,
утверждаемыми Учреждением самостоятельно. Основные образовательные программы в
Учреждении разрабатываются на основе соответствующих примерных основных образовательных
программ и обеспечивают достижение обучающимися результатов освоения основных
образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными
образовательными стандартами.
Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для
инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
5.11. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в
следующих формах обучения: очной, очно-заочной, заочной. Формы обучения по основной
образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами. Формы обучения по
дополнительным образовательным программам определяются Учреждением самостоятельно.
Допускается сочетание форм получения образования и форм обучения.
Перевод обучающегося на получение образования в иной форме осуществляется в установленном
порядке с согласия родителей (законных представителей).
5.12. Учреждение обеспечивает занятия на дому с обучающимися по индивидуальному учебному
плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и в письменной
форме обращением родителей (законных представителей). Порядок организации освоения
образовательных программ на дому регламентируется локальным актом Учреждения, разработанным
на основании соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации
5.13. Учебный год начинается в Учреждении 1 сентября и заканчивается в соответствии с
календарным учебным графиком. Начало учебного года может переноситься при реализации
общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в
заочной форме обучения – не более чем на три месяца.
В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки
начала и окончания каникул определяются Учреждением самостоятельно в соответствии с учебным
планом.
Для обучающихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные
каникулы.
5.14. Шестидневная учебная неделя в Учреждении устанавливается с учетом максимально
допустимой недельной нагрузки на одного обучающегося.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах, кроме 1 класса, составляет 45 минут.
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований, установленных
СанПиН.
Учреждение вправе устанавливать пятидневную учебную неделю при условии выполнения
допустимой недельной нагрузки на одного обучающегося и соблюдения требований, установленных
СанПин.
Продолжительность уроков (40 или 45 минут) и учебной недели (пятидневная с двумя выходными
днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно Учреждением при
условии соблюдения требований СанПиН и федеральных государственных образовательных
стандартов.
5.15. В 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: первое полугодие (сентябрьоктябрь – по 3 урока в день по 35 минут каждый; ноябрь- декабрь – по 4 урока по 35 минут каждый);
второе полугодие (январь-май - по 4 урока по 45 минут каждый); в середине учебного дня одна
динамическая пауза-40 мин;
5.16. Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, большая перемена (после 2 и
3 уроков) – 20 минут для приема пищи.
5.17. Освоение общеобразовательной программы, в т. ч. отдельной части или всего объема учебного
предмета, курса общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем

10

успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
определяются соответствующим Положением Учреждения о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
5.18. В Учреждении применяется форма и система оценивания, установленная соответствующим
локальным актом.
5.19. В 1 классе, а также по отдельным предметам, в т. ч. разделам программ по решению
Педагогического совета Учреждения, допускается применение безотметочных и иных систем оценок
успеваемости обучающихся. Данное решение доводится до сведения родителей (законных
представителей) и обучающихся до начала следующего учебного года.
5.20. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с результатами
промежуточной аттестации, а также с текущей оценкой знаний по предмету за четверть (полугодие)
обучающийся, его родители (законные представители) имеют право на обращение в Комиссию по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
5.21. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким
учебным предметам, курсам, дисциплинам образовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической
задолженностью.
5.22. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение
следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
5.23. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную
аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине не более двух раз в сроки,
определяемые локальным актом Учреждения, в пределах одного года с момента образования
академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося,
нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
5.24. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией
создается комиссия.
5.25. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или
имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
5.26. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с
момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на
повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.
5.27. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не
допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
5.28. Освоение общеобразовательных программ основного общего завершается обязательной
государственной итоговой аттестацией обучающихся. Государственная итоговая аттестация
осуществляется в формах и порядке, установленными нормативными правовыми актами
федерального уровня.
5.29. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической
задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план,
если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по
соответствующим образовательным программам.
5.30. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на
государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти
государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
5.31. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательной
программе основного общего образования, выдается аттестат об основном общем образовании,
подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
5.32. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы
основного общего образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается
справка об обучении или о периоде обучения по образцу, установленному Учреждением.

11

5.33. Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или
самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной
программе основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном
промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Учреждении по имеющим
государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего
образования бесплатно. При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются
академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
6. Участники образовательного процесса
6.1 Участниками учебно-воспитательного процесса в Учреждении являются обучающиеся,
педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся.
6.2. Порядок приема в учреждение осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации», законом Республики Башкортостан «Об образовании в
Республике Башкортостан» и настоящим Уставом.
В 1 класс принимаются дети, достигшие возраста шести лет шести месяцев при отсутствии
противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) Учредитель вправе разрешить прием детей для
обучения в более раннем или более позднем возрасте. В соответствии с действующими санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами, обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к
началу учебного года, проводится с соблюдением всех гигиенических требований по организации
пребывания детей шестилетнего возраста.
6.3. Зачисление учащихся в Учреждение оформляется приказом директора. Для зачисления в
Учреждение родители (законные представители) представляют следующие документы:
- заявление о приеме от родителей (законных представителей) на имя директора;
- копию свидетельства о рождении (заверяется директором Учреждения);
- медицинскую карту ребенка;
- паспорт одного из родителей (законного представителя) с указанием его места жительства.
6.4 Прием обучающихся во 2-9 классы осуществляется при предоставлении следующих документов:
- заявления о приеме на имя директора Учреждения;
- характеристики с прежнего места учебы;
- табеля с годовыми оценками, заверенного печатью школы;
- выписки с текущими оценками по всем предметам, заверенной печатью школы (при поступлении в
Учреждение в течении учебного года);
- личного дела ученика;
- медицинской карты ученика;
- паспорта одного из родителей (законного представителя), с указанием его места жительства,
справки о месте проживания ребенка.
6.5. При приеме в Учреждение обучающийся, его родители (законные представители) должны быть
ознакомлены с Уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной
деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения,
основными образовательными программами, реализуемыми данным учреждением и другими
документами, регламентирующими осуществление учебно-воспитательного процесса.
Учреждение при приеме обучающегося заключает договор о сотрудничестве с родителями
(законными представителями).
6.6. Обучающиеся в Учреждении имеют право на:
- получение бесплатного общего (начального общего, основного общего) образования в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами;
- выбор формы получения образования;
- обучение в рамках федеральных государственных образовательных стандартов по индивидуальному
учебному плану, ускоренный курс обучения;
- бесплатное пользование библиотечно-информационным фондом;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- участие в управлении Учреждением, право избирать и быть избранным в Совет Учреждения;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение
собственных взглядов и убеждений;

12

- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- добровольное вступление в любые общественные организации;
- перевод в другие общеобразовательные учреждения соответствующего типа в случае закрытия
Учреждения;
- защиту от применения методов физического и психического насилия;
- условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
- участвовать в работе ученического самоуправления.
6.7. Обучающиеся в Учреждении обязаны:
- соблюдать Устав Учреждения и Правила поведения;
- добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу Учреждения;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения;
- выполнять законные требования работников Учреждения.
6.8. Учащимся запрещается:
- приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические
и наркотические вещества;
- использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам;
- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
- производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
6.9. Обучающиеся могут быть отчислены из Учреждения:
по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав при Администрации муниципального района и отдела образования администрации
района обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное
Учреждение до получения общего образования.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до
получения основного общего образования, и администраций сельского поселения в месячный срок
принимает меры, обеспечивающие трудоустройство несовершеннолетнего или продолжение
освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
По решению Совета Учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава
допускается исключение из Учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение обучающегося из общеобразовательного учреждения применяется, если меры
воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в
образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает
их права и права работников Учреждения, а также нормальное функционирование
общеобразовательного учреждения. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего
образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации района. Решение об
исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Учреждение обязано незамедлительно проинформировать об исключении обучающегося из
образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и администрацию сельского
поселения.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с сельским поселением и
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из Учреждения, в
месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и
(или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
6.10. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права и интересы обучающихся;
- выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;
- участвовать в управлении Учреждением, избирать и быть избранным в Совет Учреждения,
принимать участие и выражать свое мнение на общешкольных и классных родительских собраниях;
- присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении в случае, когда
рассматривается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;
- подать заявление о несогласии с выставленной оценкой не позднее чем через три дня после
выставления оценки обучающемуся. В случае конфликта между родителями и учителем по поводу

13

объективности выставленной оценки приказом директора создается независимая конфликтная
комиссия специалистов-предметников с привлечением методиста, которая проверяет знания ученика
и выставляет соответствующую оценку;
- при обучении ребенка в форме семейного образования, на любом этапе обучения продолжить его
образование в Учреждении;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости
обучающихся; посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора
Учреждения и согласия учителя, преподающего урок;
- знакомиться с Уставом Учреждения и другими документами, регламентирующими организацию
образовательного процесса.
- посещать Учреждение и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока;
- вносить добровольные пожертвования для развития Учреждения;
- участвовать в работе родительского комитета.
6.11. Родители (законные представители) обязаны создать условия и обеспечить получение детьми
общего образования.
Родители (законные представители) с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного
учреждения и формы получения образования детьми.
6.12. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за:
- воспитание своих детей и получение ими общего образования;
- ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года в
случае его перевода в следующий класс «условно»;
- выполнение Устава Учреждения;
- посещение проводимых школой родительских собраний;
- бережное отношение обучающегося к государственной собственности.
6.13. Педагогические работники Учреждения обязаны:
- удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик;
- выполнять Устав Учреждения и правила внутреннего трудового распорядка;
-поддерживать дисциплину в Учреждении на основе уважения человеческого достоинства
обучающихся. Применение методов физического и психического насилия по отношению к
обучающимся не допускается;
- периодически проходить бесплатные медицинские обследования за счет средств учредителя,
которые регулируются приказом Минздравсоцразвития РФ;
6.14. Работники Учреждения имеют право на:
- участие в управлении Учреждением;
- защиту профессиональной чести и достоинства.
6.15. Педагогические работники Учреждения имеют право на:
- самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебных пособий и
материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся;
- повышение своей квалификации;
- аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и
получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
- сокращенную рабочую неделю, получение досрочной трудовой пенсии по старости в порядке,
установленном законодательством, удлиненный оплачиваемый отпуск;
- на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной
преподавательской работы в Учреждении. Порядок и условия предоставления отпуска определяются
коллективным договором, условия которого не могут противоречить трудовому законодательству
Российской Федерации;
- социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, и
дополнительные льготы, предоставляемые Учредителем педагогическим работникам Учреждения;
- проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального поведения или
Устава Учреждения только по жалобе, поданной в письменном виде, копия которой передана объекту
жалобы.
6.14 Особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым Кодексом
Российской Федерации.

14

Трудовые отношения работника школы и Учреждением регламентируется трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
6.15. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который
определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях
соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную
силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию
(за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по
реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и
достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар,
клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и
несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против
общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие
преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних,
организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и
социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием
несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или
подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в
отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и
здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в
психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой
свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной
нравственности, а также против общественной безопасности.
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической
деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или
имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное
преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за
преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением
незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в
стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности,
против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ
конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также
против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей
настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и
особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; признанные
недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания,
предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в области здравоохранения.
Лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений
средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением
незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в
стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и
общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и
безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное
преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по
нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при

15

наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к
педагогической деятельности.
При приеме на работу представляются следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые
или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на
военную службу;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо
о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и
по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел;

документ об отсутствии медицинских противопоказаний для работы в учреждении
системы образования и другие медицинские документы, установленные действующим
законодательством.
6.16. При приеме на работу Администрация Учреждения знакомит принимаемого на работу
работника под расписку со следующими документами:
-коллективным договором,
-Уставом образовательного учреждения,
- лицензией на право ведения образовательной деятельности Учреждением,
- свидетельством о государственной аккредитации Учреждения;
-правилами внутреннего трудового распорядка,
-должностными инструкциями,
-приказом об охране труда и соблюдении правил техники безопасности, противопожарной
безопасности;
-другими документами, характерными для данного Учреждения
6.17. Трудовые отношения с работниками Учреждения, могут быть прекращены по инициативе
администрации Учреждения в соответствии с трудовым законодательством
7. Основные характеристики образовательного процесса
в дошкольной группе
7.1. Контингент детей дошкольной группы формируется в соответствие с их возрастом и видом
дошкольного образовательного учреждения;
Количество групп определяется в зависимости от санитарных норм и условий образовательного
процесса, предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования.
Функционирует одна разновозрастная группа с 1,6 до7 лет:
7.2. В дошкольную группу принимаются дети в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет.
При наличии соответствующих условий могут приниматься дети в возрасте от 2-х месяцев.
Прием производится на основании следующих документов:
- заявление о приеме от родителей (законных представителей)
на имя директора;
- копию свидетельства о рождении (заверяется директором Учреждения)
- медицинскую карту ребенка;
-паспорт одного из родителей (законного представителя). с указанием его места жительства.
При приеме заключается договор между Учреждением и родителями (лицами, их заменяющими)
ребенка, подписание которого является обязательным для обеих сторон.
Направление детей в коррекционную группу осуществляется только с согласия родителей по заключению
психолого-медико-педагогической комиссии.
В дошкольную группу в первую очередь принимаются дети, нуждающиеся в помощи государства:
- из многодетных и малообеспеченных семей;

16

- одиноких безработных матерей, отцов;
- находящиеся под опекой (попечительством);
- участников военных событий;
- студентов очных отделений;
- работников судов: судей, прокуратуры;
- педагогических и иных работников общеобразовательных учреждений, на время
их работы в данном учреждении.
Тестирование детей при приеме их в дошкольное учреждение, переводе в следующую возрастную группу
не проводится.
7.3. Отчисление ребенка из дошкольной группы может производится только
- по заявлению родителей (лиц, их заменяющих).
7.4. Режим работы детского сада
установлен учредителем, исходя из потребностей семьи и
возможностей бюджетного финансирования Учреждения, и является следующим:
- рабочая неделя пятидневная;
- длительность работы детского сада девятичасовая;
- ежедневный график работы с 8.00. до 17.00.
7.5. Обучение и воспитание в разновозрастной дошкольной группе ведется на родном языке.
7.6. Детский сад самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах,
определенных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Содержание дошкольного образования определяется программами: «От рождения до школы» М.А.
Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и другими региональными программами. Согласно ФГТ в
дошкольном образовании на примерные основные общеобразовательные программы, утвержденные
Министерством образования и науки, отводится не менее 80% времени, которое ребенок проводит в
детском саду. Остальные 20% времени составляет часть программы, формируемая участниками
образовательного процесса.
7.7. Участниками образовательного процесса в дошкольной группе Учреждения
являются дети,
педагогические работники, родители детей.
Взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета
общечеловеческих ценностей.
7.8. Права детей:
- Учреждение обеспечивает права каждого ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка,
принятой 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН, и действующим законодательством.
Ребенку гарантируется:
- охрана жизни и здоровья;
- защита от всех форм физического и психического насилия;
- защита его достоинств;
- удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
- удовлетворение физиологических потребностей в питании, сне, отдыхе в соответствии с его возрастом и
индивидуальными особенностями развития;
- развитие его творческих способностей и интересов;
- предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
7.9. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
- защищать права и интересы ребенка;
- принимать участие в работе Совета педагогов Учреждения с правом совещательного голоса;
- вносить предложения по улучшению работы с детьми, в том числе по организации дополнительных
образовательных и медицинских услуг;
- присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между
Учреждением и родителями;
- выбирать педагога для работы с ребенком при наличии соответствующих условий в детский сад;
- ходатайствовать об отсрочке родительской платы или ее уменьшении перед Учредителем,
руководителем Учреждения;
- заслушивать отчеты педагогов о работе с детьми;
- досрочно расторгать договор между Учреждением и родителями.
7.10. Родители (лица, их заменяющие) обязаны:
- выполнять Устав Учреждения;

17

- соблюдать условия договора между Учреждением и родителями каждого ребенка;
7.11. Педагог дошкольных групп имеет право:
- участвовать в работе Совета педагогов;
- избирать и быть избранным председателем Совета педагогов Учреждения;
- выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы (в том числе авторские), методики
обучения и воспитания; учебные пособия и материалы;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство и деловой репутации;
- требовать у администрации Учреждения создания условий, необходимых для выполнения должностных
обязанностей, повышения квалификации;
- повышать квалификацию, профессиональное мастерство;
- аттестоваться на основе соискательства на соответствующую квалификационную категорию;
- получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
7.12. Педагог дошкольной группы обязан:
- выполнять Устав Учреждения;
- соблюдать должностные инструкции, Правила внутреннего распорядка Учреждения;
- охранять жизнь и здоровье детей;
- защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия;
- сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка;
- обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать.
8. Управление Учреждением
8.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством и настоящим
Уставом на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей,
охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
8.2. Высшим должностным лицом Учреждения является его Руководитель (директор), назначаемый
на должность и освобождаемый главой Администрации муниципального района Гафурийский район
на конкурсной основе.
8.3. Руководитель Учреждения действует на основе законодательства и настоящего Устава,
осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения и подотчетен главе Администрации
муниципального района Гафурийский район РБ.
8.4. Руководитель Учреждения по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции,
действует на принципах единоначалия и коллегиальности.
8.5. Руководитель Учреждения выполняет следующие функции и обязанности по организации и
обеспечению деятельности Учреждения:
- действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в муниципальных
государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях, судах;
- в пределах, установленных настоящим Уставом, распоряжается имуществом Учреждения,
заключает договоры, выдает доверенности;
- открывает лицевые счета Учреждения в казначействе;
- по согласованию с отделом образования Администрации муниципального района Гафурийский
район, утверждает структуру Учреждения, штатное расписание и сметы его структурных
подразделений;
- в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми
работниками Учреждения;
- назначает на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые
договоры;
- утверждает графики работ и расписания учебных занятий;
- контролирует совместно со своими заместителями по учебно-воспитательной работе за
деятельностью педагогов и воспитателей, в т.ч. путем посещения уроков, всех других видов учебных
занятий и воспитательных мероприятий;
- издает приказы и инструкции, обязательные для выполнения всеми работниками Учреждения и
учащимися;
- распределяет совместно с профсоюзным комитетом учебные нагрузки педагогических работников
Учреждения;

18

- назначает председателей методических комиссий по предметам, классных руководителей, секретаря
педагогического совета;
- решение других вопросов текущей деятельности, не отнесенных к компетенции Совета Учреждения
и Учредителя.
8.6 Руководитель Учреждения несет ответственность за:
- не целевое использование средств местного бюджета и средств, полученных от
приносящей доход деятельности;
- принятие обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- получение кредитов (займов);
- приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов,
процентов) по ним;
- другие нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
8.7 Руководитель (директор) Учреждения имеет право приостанавливать решения Совета
Учреждения в случае, если они противоречат действующему законодательству.
8.8. Руководитель (директор) Учреждения является председателем Педагогического совета
Учреждения.
8.9. Отношения работников и Учреждения, возникающие на основании трудового договора,
регулируются трудовым законодательством.
8.10. Коллегиальными органами управления Учреждением являются общее собрание трудового
коллектива, педагогический совет, совет Учреждения.
8.10.1 Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения. Полномочия трудового
коллектива Учреждения осуществляются общим собранием членов трудового коллектива.
8.10.1.1.Общее собрание трудового коллектива действует бессрочно и включает в себя работников
Учреждения на дату проведения общего собрания, работающих на условиях полного рабочего дня по
основному месту работы в Учреждении, включая работников обособленных структурных
подразделений.
8.10.1.2.Общее собрание трудового коллектива проводится не реже одного раза в год. Решение о
созыве Общего собрания трудового коллектива принимает Директор Учреждения.
8.10.1.3.Общее собрание трудового коллектива считается состоявшимся, если на нем присутствовало
более половины работников Учреждения. Решения общего собрания принимаются простым
большинством голосов и оформляются протоколом. Решения являются обязательными, исполнение
решений организуется Директором Учреждения.
8.10.1.4..В компетенцию Общего собрания трудового коллектива входит принятие решений по
следующим вопросам:
- обсуждать и принимать Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка,
Устав;
- внесение предложений в план развития Учреждения, в т. ч. о направлениях
образовательной деятельности и иных видах деятельности Учреждения;
- принятие локальных нормативных актов Учреждения;
- принятие решения о необходимости заключения коллективного договора;
- избрание представителей работников в комиссию по трудовым спорам;
- поручение представления интересов работников профсоюзной организации;
- создание необходимых условий, обеспечивающих безопасность обучения, воспитания
обучающихся;
- создание условий, необходимых для охраны и укрепление здоровья, организации питания
обучающихся и работников Учреждения;
- представлять ходатайства о награждении работников Учреждения.
8.10.2. На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в
Учреждении создается Совет Учреждения. Совет Учреждения является высшим органом
самоуправления и представляет интересы всех участников образовательного процесса: учащихся,
родителей и действует на основании Положения о совете Учреждения.

19

8.10.2.1.Выборы в Совет Учреждения проходят ежегодно в первом месяце текущего учебного года.
8.10.2.2.В Совет Учреждения входят 3 (три) представителя педагогического коллектива, 3 (три)
представителя родителей (законных представителей) обучающихся, 3 (три) представителя
обучающихся .
8.10.2.3.К компетенции Совета Учреждения относятся:
- внесение предложений по изменению и дополнению настоящего Устава;
- принятие образовательных программ Учреждения;
- согласование учебных планов Учреждения;
- принятие перспективного плана развития Учреждения;
- заслушивание ежегодного Публичного доклада директора Учреждения;
- ознакомление с итоговыми документами по проверке деятельности Учреждения
вышестоящими организациями;
- выработка коллегиальных решений для осуществления единства действий педагогического,
родительского и ученического коллективов;
- общественный контроль за условиями обучения, соблюдением правил безопасности и
санитарных норм, питанием и т.п.;
-принятие решений по другим важнейшим вопросам жизнедеятельности Учреждения, не
отнесенным к компетенции директора Учреждения.
8.10.2.4.Заседания Совета Учреждения проводятся не менее 2-х раз в год.
8.10.2.5.Решения Совета Учреждения принимаются открытым голосованием в пределах его
полномочий и в соответствии с локальным нормативным актом, своевременно доводятся до сведения
коллектива Учреждения и носят рекомендательный характер.
8.10.3. Педагогический совет является одной из форм самоуправления в общеобразовательном
учреждении и осуществляет следующие функции:
- разрабатывает образовательную программу Учреждения и представляет ее для принятия Совету
Учреждения;
- обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования;
- решает вопрос о переводе учащихся из класса в класс, о переводе учащихся из класса в класс
«условно», о повторном прохождении годового программного материала учащимися, имеющими
неудовлетворительные отметки по учебным дисциплинам;
- решает вопрос об исключении учащегося из Учреждения в соответствии с Уставом Учреждения;
- обсуждает в случае необходимости успеваемость и поведение отдельных учащихся в присутствии
их родителей (законных представителей);
- утверждает план работы Учреждения на учебный год;
- утверждает характеристики учителей, представляемых к награждению.
-обсуждает и проводит выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов
образовательной деятельности и способов их реализации;
-организует работу по повышению квалификации педагогических работников, развитию их
творческой инициативы, распространению передового педагогического опыта;
-определяет направления опытно-экспериментальной и инновационной работы, взаимодействия
Учреждения с научными организациями;
-принимает решение о применении систем оценок текущей успеваемости обучающихся по
отдельным предметам (дисциплинам), в т. ч. разделам программ (модулям);
-принимает решение о проведении промежуточной аттестации в данном учебном году, определяет
конкретные формы, порядок и сроки ее проведения;
-обсуждает и принимает решение об одобрении локальных нормативных актов, регламентирующих
организацию образовательной деятельности.
8.11. Порядок выступления коллегиальных органов управления Учреждением от имени Учреждения.

20

Коллегиальные органы управления Учреждением вправе самостоятельно выступать от имени
Учреждения, действовать в интересах Учреждения добросовестно и разумно, осуществлять
взаимоотношения с органами власти, организациями и общественными объединениями
исключительно в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом, без права заключения
договоров (соглашений), влекущих материальные обязательства Учреждения.
8.12. В Учреждении могут создаваться на добровольной основе органы ученического самоуправления
и ученические организации.
Учреждение предоставляет представителям ученических организаций необходимую информацию и
допускает к участию в заседаниях органов управления при обсуждении вопросов, касающихся
интересов учащихся.
8.13.В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Учреждением и при принятии
Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, на
добровольной основе по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в Учреждении создаются и
действуют:
- советы обучающихся (осуществляет свои функции на основании Положения о Совете
обучающихся);
- советы родителей (законных представителей) обучающихся.
8.14.Для решения текущих вопросов в классах Учреждения создаются Советы родителей классов.
Совет родителей класса избирается на общем собрании родителей класса в количестве 2-4 человек.
Советы родителей имеют председателя и секретаря, избираемых членами Совета родителей класса из
их числа. В зависимости от численного состава могут избираться заместители председателя Совета
родителей класса.
Представители в Совет родителей класса избираются ежегодно на общих родительских
собраниях класса в начале учебного года. Совет родителей класса созывают собрания родителей
класса. Состав Совета родителей класса утверждается сроком на один год протоколом Совета
родителей класса. Одни и те же лица могут входить в состав Совета родителей класса более одного
срока подряд.
Для обсуждения и решения наиболее важных вопросов председатели Советов родителей
классов созывают Совет родителей Учреждения по своей или инициативе администрации
Учреждения. Совет родителей Учреждения формируется по одному представителю избираемому от
Совета родителей классов на собрании родителей классов. Совет родителей Учреждения имеет
председателя и секретаря, избираемых членами Совета родителей Учреждения из их числа. В
зависимости от численного состава могут избираться заместители председателя Совета родителей
Учреждения.
Состав Совета родителей Учреждения утверждается сроком на один год протоколом Совета
родителей Учреждения. Одни и те же лица могут входить в состав Совета родителей Учреждения
более одного срока подряд.
8.14.1.Советы родителей классов отчитываются о своей работе соответственно перед Советом
родителей Учреждения, класса не реже одного раза в год.
8.14.2.К полномочиям Совета родителей относится принятие рекомендательных решений по всем
вопросам организации деятельности Учреждения.
Советы родителей действуют на основании утверждаемого Положения о Совете родителей.
Совет родителей правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины
своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов.
9. Порядок изменения Устава

21

Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся в порядке, установленном федеральным
законодательством для бюджетных учреждений, утверждаются Учредителем и подлежат
регистрации в государственных органах регистрации юридических лиц.
Изменения и дополнения в Устав вступают в силу после их государственной регистрации в
установленном законом порядке.
10. Порядок принятия локальных нормативных актов Учреждения
10.1.Учреждение принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие
образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством
Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Уставом.
10.2.Учреждение принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема
обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода,
отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и
прекращения отношений между Учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся.
10.3.Учреждение принимает следующие виды локальных нормативных актов: приказы
нормативного характера, положения, правила, инструкции, регламенты. Указанный перечень видов
локальных нормативных актов не является исчерпывающим, в зависимости от конкретных условий
деятельности Учреждения им могут приниматься иные локальные нормативные акты.
10.4.Решение о разработке и принятии локальных нормативных актов принимают директор
Учреждения и (или) органы управления Учреждением, определенные настоящим Уставом.
10.5.Проект локального нормативного акта до его утверждения Директором:
- в предусмотренных трудовым законодательством, а также настоящим Уставом случаях
направляется в представительный орган работников Учреждения для учета его мнения;
- направляется в Совет обучающихся, Совет родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления Учреждения и при
принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные
интересы;
- направляется для принятия коллегиальными органами управления в соответствии с их
компетенцией, предусмотренной настоящим Уставом.
10.6.Локальные нормативные акты утверждаются приказом Директора и вступают в силу с даты,
указанной в приказе.
10.7.Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников
Учреждения по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым
законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не
применяются и подлежат отмене Учреждением.
10.8.После утверждения локальный нормативный акт подлежит размещению на официальном сайте
Учреждения.
10.9.Учреждением создаются условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с настоящим Уставом.
11.Реорганизация, ликвидация и изменение типа Учреждения
11.1.Учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано в случаях и в порядке,

22

предусмотренном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных
законодательством об образовании.
11.2.Принятие решения о реорганизации или ликвидации Учреждения допускается на основании
положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия такого решения.
11.3.Имущество Учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также
имущество, на которое в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено
взыскание по обязательствам Учреждения, передается ликвидационной комиссией в казну
муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан.
11.4.При ликвидации Учреждения документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое
значение, документы по личному составу (приказы, личные дела, карточки учета и т.п.) передаются
на хранение в архивные фонды по месту нахождения Учреждения. Передача и упорядочение
документов осуществляется силами и за счет средств Учреждения в соответствии с требованиями
архивных органов.
11.5.Ликвидация Учреждения считается завершенной, а Учреждение прекратившим свое
существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
11.6.Изменение типа Учреждения осуществляется по решению Учредителя в порядке, установленном
действующим законодательством.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».