Учебный план ООО в соответствии с ФОП на 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка к учебному плану
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
5-9 класс в соответствии с ФОП ООО
Учебный план разработан в соответствии со следующими
документами:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
 Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»
(далее
– ФОП ООО);






Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения);
Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО второго поколения);
Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 №70799)
Санитарных правил:
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».

Учебный план на 2023 – 2024 учебный год составлен на основе
федерального учебного плана основного общего образования № 3 ( 5-

дневная учебная неделя) утвержденного приказом Министерства просвещения
России от 16.11.2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования».
Так как учебный план на уровне основного общего образования в 20232024 учебном году сформирован в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и соответствующими
федеральными основными общеобразовательными программами, в МОБУ ООШ
им.Г.Х.Валиева д.Юзимяново согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона
№ 273-ФЗ от 31.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» на уровне
основного общего образования в обязательном порядке будут реализовываться
федеральные рабочие программы по учебным предметам: «Русский язык»,
«Литература»,«История», «Обществознание», «География» и «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Учебный план основной образовательной программы основного общего
образования (далее – учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС
ООО и ФОП ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала,
формирования перечня результатов образования и организации образовательной
деятельности.
Учебный план:
− фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
− определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и
время, отводимое на их освоение и организацию;
− распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
Целью данного учебного плана является:
− обеспечение соответствия основной общеобразовательной программы
требованиям Стандарта; − обеспечение преемственности начального общего,
основного общего, среднего общего образования;
− обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
всеми
обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными 3
возможностями здоровья;
− установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как
части
образовательной
программы
и
соответствующему
усилению
воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения
каждого
обучающегося,
формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и
на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для её самореализации;
− обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
− взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной
образовательной программы с социальными партнёрами; − выявление и развитие
способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных
склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с

использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
− организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
− включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и
действия;
−
социальное
и
учебно-исследовательское
проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов,
психолога,
социального
педагога,
сотрудничестве
с
учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
− сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Основными задачами учебного плана для 5-9-х классов являются:
− обеспечение выполнения федерального государственного стандарта
образования;
− обеспечение единства федерального компонента, регионального
компонента и компонента образовательного учреждения;
− соблюдение государственных образовательных стандартов; − сохранение
целостности каждой системы обучения; − обеспечение реализации интересов и
потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей);
− сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового
образа жизни).
Особенности учебного плана Учебный план основного общего образования:
− определяет нормативный срок освоения основной образовательной
программы основного общего образования - 5 лет;
− определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов,
направлений внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и
организацию;
− распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной
деятельности по классам и учебным годам. − определяет продолжительность
учебного года (34 учебные недели для V- IX классов);
− продолжительность урока - 40 минут; − фиксирует максимальный объём
учебной нагрузки обучающихся: 29 часов в неделю в 5 классах, 30 часов в неделю
в 6 классах, 32 часа в неделю в 7 классах, 33 часа в неделю в 8 классах, 33 часа в
неделю в 9-х классах.
- режим работы в 5-9 классах рассчитан на пятидневную рабочую неделю;
Учебный план обеспечивает реализацию основной образовательной
программы школы в полном объеме.
Учебный план школы составлен таким образом, что позволяет
педагогическому коллективу выполнять главную функцию – он помогает
создавать условия для обеспечения развития школьников с учетом их
индивидуальных
возможностей,
способностей
и
образовательных
потребностей. Таким образом, мы обеспечиваем условия для достижения

гарантированного уровня образования каждому конкретному учащемуся в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную
программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
в
том
числе
предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом
развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности.
Обязательная часть учебного плана для 5-9 классов определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей:
− русский язык и литература (русский язык, литература)
− иностранный язык (иностранный язык);
− общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
− математика и информатика (математика,
статистика);

информатика, вероятность и

− естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
− основы духовно-нравственной культуры народов России;
− искусство (изобразительное искусство, музыка, искусство);
− технология (технология);
− физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая
культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Обязательная часть учебного плана для 5-9 классов определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей: «Русский язык и литература»,
«Иностранные языки», «Математика и информатика», «Общественно-научные
предметы», «Естественно-научные предметы», «Искусство», «Технология»,
«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
В рамках предметных областей «Русский язык и литература», «Иностранные
языки» обучение по программам «Русский язык», «Литература», «Иностранный
язык»
предполагает
формирование
у
учащихся
коммуникативной
лингвистической
(языковедческой),
иноязычной
и
культуроведческой
компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой,

социокультурной, учебнопознавательной, ценностно-смысловой), а также
личного самосовершенствования. В соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» на территории Российской Федерации в учебный план 59 классов вводится предметная область «Родной язык и родная литература». Эта
предметная область представлена двумя предметами: «Родной язык
(башкирский)»;«Родная
литература
(башкирская)»,
что
обеспечивают
возможность получения образования на родных языках из числа языков народов
Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской
Федерации, в том числе башкирского языка как родного». В соответствии с
методическими рекомендациями по формированию
учебных планов
образовательных организаций, реализующих программы ООО на 2023/24
учебный год, соблюдено требование о включении данных предметов в учебный
план на основании заявлений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
В 2023 – 2024 учебном году в образовательной организации реализация
преподавания учебного предмета "Основы духовно-нравственной культуры
народов России" при внедрении ФОП ООО предусмотрена в 5 и 6 классах (1 час в
неделю). Общая стратегия курса заключается не только в расширении
образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на
процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина,
соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её
культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и
межконфессиональному диалогу.
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена в
обязательной части учебного плана учебными предметами «История России.
Всеобщая история», «География» и способствует интеллектуальному развитию
учащихся, развитию познавательных способностей и социализации личности,
формированию у учащихся научной картины мира, жизненной позиции в
процессе усвоения социального опыта.
Предметная область «Математика и информатика» представлена в учебном плане
учебным предметом «Математика», создающим благоприятные условия для
формирования
развивающей
среды
подрастающего
человека,
его
интеллектуальных и морально-этических качеств через овладение конкретными
математическими знаниями, необходимыми для применения в практической
деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, для продолжения
обучения в системе непрерывного образования.
При переходе на ФООП в 2023-2024 учебном году при изучении учебного
предмета "Математика" предусмотрено введение в 7 классе нового учебного
курса "Вероятность и статистика". ФОП ООО определено введение данного курса
с выделением соответствующего для изучения учебного времени, начиная с 7
класса.

Предметная область «Естественно-научные предметы», представленная в учебном
плане учебные предметами «Биология», «Физика»(7-9 классы), «Химия»(89классы), направлена на формирование системы знаний фундаментальных
законов природы, современных физических теорий и естественнонаучной
картины мира, умений и навыков наблюдения за процессами, происходящими в
природе, планирование и проведение экспериментальных исследований,
систематизацию и интерпретацию их результатов, универсальных учебных
действий, учащихся посредством вовлечения их в проектно-исследовательскую
деятельность, творческие занятия, основу которых составляют: умение видеть
проблемы, ставить вопросы, классифицировать, проводить эксперимент,
структурировать материал.
На учебный предмет «Физическая культура» в обязательной части учебного
плана отводится 2 часа в неделю. Главным в решении задач физического
воспитания учащихся является направленность на укрепление здоровья,
овладение школой движений, развитие координационных и кондиционных
способностей, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме
дня, выработку представлений об основных видах спорта, приобщение к
самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.
Предметная область «Искусство», представленная в учебном плане учебными
предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство», направлена на овладение
учащимися следующими компетенциями: коммуникативной, ценностноориентированной, рефлексивной, навыками личностного саморазвития, что
способствует развитию школьника как компетентной личности путем включения
его в различные виды ценностной деятельности.
Роль учебного предмета «Технология» обусловлена объективно существующей
потребностью подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к
овладению массовыми профессиями.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), МОБУ
ООШ им.Г.Х.Валиева д.Юзимяново.
Время, отводимое на данную часть учебного плана может быть использовано на:
− увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов
обязательной части;
− введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе
этнокультурные; − создание условий для развития познавательных интересов
обучающихся, готовности к социальной адаптации, профессиональной
ориентации;
− дальнейшее
учащихся.

самообразование,

саморазвитие

и

самосовершенствование

Учебный план школы предусматривает работу 5-9
пятидневной рабочей неделе.

классов по

Начало учебного года - 1 сентября. Начало занятий в 08:30 ч.
Продолжительность учебного 34 недели во 2-9 классах.

Продолжительность каникул в течение учебного года – 27 дней.
Учебная нагрузка не превышает максимальный объем аудиторной учебной
нагрузки.
Общее количество часов по учебному плану в параллели 5 классов составляет 29
часа в неделю ,6 классов - 30 часов , 7 классах - 32 часа, 8-9 классах - 33 часа .
4. Формы промежуточной аттестации:
На основании ст. 58 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение образовательной
программы, в том числе отдельной её части или всего объема учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией учащихся, регулируемой Положением «О форме,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и проведения
промежуточной аттестации обучающихся».
Промежуточная аттестация является обязательной для учащихся 5-8 классов.
Она представляет собой аттестацию по итогам учебной четверти (четвертная
аттестация): - аттестацию по итогам учебной четверти (четвертную аттестацию):
аттестация по текущим оценкам, полученным учащимися в течение четверти по
каждому из учебных предметов учебного плана с учетом оценок за контрольные
работы.
Промежуточная годовая аттестация проводится по предметам в формах
контрольных работ, диктанта, тестирования. Промежуточная аттестация проводится
по пятибалльной системе, оценка влияет на отметку в 4 четверти.
Отметка по предмету за учебный год выставляется как среднее арифметическое
между четвертными отметками.
Сроки проведения промежуточной годовой аттестации устанавливаются
утверждаемым директором годовым календарным учебным графиком.

Учебный план основного общего образования по обновленному ФГОС
Предметные области

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский язык и литература
Родной язык и родная
литература*
Иностранные языки

Математика и информатика

Общественно-научные
предметы

Естественно-научные предметы
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Искусство

Русский язык
Литература
Родной
язык
(башкирский)
Родная литература
(башкирская)
Иностранный язык
(английский язык)
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность
и
статистика
Информатика
История
История России
Всеобщая история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Основы
духовнонравственной
культуры народов
России
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология

ВСЕГО

Классы
5
6

7

8

9

Количество часов в неделю
5
3
2

5
3
2

4
2
2

3
2
2

3
3
2

20
13
10

1

1

1

1

0,5

4,5

3

3

3

3

3

15

5

5
3
2
1

3
2
1

3
2
1

10
9
6
3

1
2

1
2

1

1
2
2
2
2

2

2

1

1
1

1
2
2

1
1

1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

2

1
2
3
2
2

3
10

4
8
7
4
7
2

3
0,5
0,5

0,5

3,5
4

1

1

2

Технология
Физическая культура и основы
безопасности
жизнедеятельности

Инвариантная часть
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Физическая
культура

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка

2

2

2

2

1

9

29
0

30
0

32

33

33

0

0

0

157
0

29

30

32

33

33

157


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».