Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями: -Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101); -Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начальногообщего и основного общего образования); -Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; -Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся; -Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); -Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативыи требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21). Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, рабочие программы внеурочной деятельности и определяет формы организации образовательного процесса в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования. Цель внеурочной деятельности – содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность. Ведущими идеями учебного плана внеурочной деятельности МОБУ ООШ им.Г.Х.Валиева д.Юзимяново являются: -создание условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу; -ориентация на достижение учениками социальной зрелости; -удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом решаются следующие основные задачи: -поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; -совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; -формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; -повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; -развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; -поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; -формирование культуры поведения в информационной среде. Ожидаемые результаты. Личностные результаты: -готовность и способность к саморазвитию; -сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; -сформированность основ гражданской идентичности. Предметные результаты: -получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные результаты: -освоение универсальных учебных действий; -овладение ключевыми компетенциями. Принципы организации внеурочной деятельности: -соответствие возрастным особенностям обучающихся; -преемственность с технологиями учебной деятельности; -опора на традиции; -опора на ценности воспитательной системы школы. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение обучающегося, благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Реализуемые направления внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает: -результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; -возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; -особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и культурные особенности регион. 1. Спортивно-оздоровительная деятельность Направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность Организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность Направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность Организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура Предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны Система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересы и способности к самообразованию. Учебный план по внеурочной деятельности для 1-4 классов Внеурочная деятельность 1 класс 0,5 2 класс 3 класс 4 класс всего 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 0,5 0,5 2 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 3 3 10 Разговоры о важном ИЗО Музыка Функциональная грамотность Физическая культура Технология 2 2 Итого Учебный план внеурочной деятельности для 5-9 классов Учебные предметы 5 ВСЕГО Классы 6 7 8 9 Количество часов в неделю Разговоры о важном Функциональная грамотность Агроклассы Псих-педаг. Россия- мои горизонты Проектная исследовательская деятельность 1 0,5 и 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 «Чудесная химия» Шахматы 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 3 3 1 1 1 1 1 3 1 1 3 1 Спортивные игры 1 Предметы углубленного изучения (математика) Введение в новейшую историю России ИТОГО на уровень образования 1 1 4,5 4,5 1 3,5 3,5 0,5 0,5 3 3,5 0,5 19